Какими будут города будущего? - Эксперт - специально для "Репейрс"
Директор центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская в интервью интернет-журналу "Repairshome" рассказала о том, что будут представлять собой города будущего, и чем они будут отличаться от современных городов.
- Города будущего не будут сильно отличаться от нормальных, контактных городов. Города будущего будут отвечать на, как я его формулирую, запрос на новую локальность: это когда люди все-таки хотят жить в среде, которой они сами, в том числе, могут управлять и преобразовывать. Этому соответствуют вовсе не крупные города, а, наоборот, малые и средние города. Это не только в России, но и в Европе, за исключением скандинавских стран. Это когда люди могут управлять своими пространствами. И если брать Россию, это города, соответствующие следующим условиям.
- Это города, сохранившие исторический центр. Причем неважно, в каком состоянии, главное, чтобы сохранилась планировочная структура и какие-то исторические здания. Второе — это города на воде. Третье — это города, которые меньше всего подверглись влиянию советского градостроительства: панельной, микрорайонной застройки и так далее. И четвертое — это города, находящиеся в ареале крупных городских центров, активных центров крупных городов. Этим будет определяться облик городов будущего.
- Второе, что следует из тренда запроса на новую локальность — это повышение разнообразия внутри городов, потому что все люди разные. Это разнообразие растет, сложность общественного устройства растет. И это так или иначе будет отражаться в пространстве. Что касается современных технологий, то можно сказать следующее. Озеленение многоквартирных домов, когда создаются какие-то террасы не просто для затенения и озеленения южных фасадов, но и, в том числе, для выращивания какой-то простейшей пищи, будет происходить и будет набирать обороты.
- Вторая вещь технологического характера — это индивидуализация жизнеобеспечения зданий. То есть если сейчас мы имеем все централизованное, то будут альтернативные индивидуальные источники жизнеобеспечения. И третья вещь, которая также важна, поскольку есть запрос на новую локальность: все меньше значения будет иметь индивидуальный транспорт. Он как городской транспорт уже не считается профессионалами как таковой, а является таким транспортом для индивидуальных путешествий. И только в этой роли он будет использоваться.
- Соответственно, это рост разнообразия общественного транспорта, в том числе индивидуализированного транспорта, когда у нас по территориям ходят небольшие автобусы, на разное количество пассажиров. И будет меняться использование индивидуализированного общественного транспорта. Это уже происходит, просто будет набирать обороты. Например, каршеринг будет набирать обороты, хотя сейчас идет период отторжения к каршерингу в России. Но это бывает, когда новые технологии пока еще не освоены. Теперь я отвечу как архитектор. Совершенно точно будет расти, и он уже начинает расти, запрос на архитектуру как искусство, а не просто как на элемент жизнеобеспечения. Соответственно, мы будем видеть большое разнообразие, в том числе, индивидуальных объектов архитектуры и создание новых памятников с большим соотношением, чем это происходит сейчас и происходило последние тридцать лет.
- Вы упомянули в интервью, что сложность общественного устройства будет расти. Что это значит?
- Это означает, что все больше и больше проявляется индивидуализированный интерес. Если, например, сравнивать с Советским Союзом, то у нас был только один тип человека — это был советский человек. И вся инфраструктура, все городское и государственное управление было направлено на него. Теперь мы видим, что в российском общественном устройстве были скрыты во время Советского Союза и скрыты для институциональной власти и экспертного анализа сейчас российские уклады. Социологи, которые с нами работают, насчитали тридцать групп городских укладов. То есть представляете себе разнообразие, которое вдруг внезапно объявилось, стало очевидным для части экспертов, например, нашей команды, что их тридцать групп, а не один только советский человек. Это хорошо. Чем больше разнообразие, тем устойчивее система.
- Перечислите несколько групп.
- Существуют стационарные уклады. Их порядка 20 групп. Это те уклады, которые так или иначе отразили себя в пространстве. И существуют мобильные уклады. Это уклады, которые перемещаются за лучшими условиями жизни, а сами это пространство не образуют и почти никак себя в нем не отражают. Теперь давайте посмотрим пример стационарных укладов. Самый очевидный, бросающийся в глаза уклад, просто его не все опознают по этому признаку — это крестьянский. Мы видим его проявления в городе и даже в Москве, когда люди вдруг начинают обустраивать придомовые территории в виде грядок. Иногда высаживают цветы в виде грядок, а не клумб, а иногда просто буквально высаживают зелень, укроп и используют их в пищу.
- Второй признак, по которому мы опознаем этот уклад — это то, как выглядят балконы на наших домах. Можно говорить, что они нам нравятся или не нравится, что происходит потеря управления этих домов, но на самом деле это такое уродливое проявление крестьянского уклада, потому что ему не дали ничего другого. Наши балконы больше всего похожи на сени и кладовки. Почему это важно, потому что для того чтобы все это выглядело цивильно, и для того чтобы обеспечить проявление себя этому латентному крестьянскому укладу цивильно и полезно для общество, необходимо для них выделять на придомовых территориях площадки, для того чтобы они выращивали то, что хотят, и создавать сараи, сени. Это зависит от каждой локации территории. Это все будет определять наше разнообразие.
- И второй уклад, самый распространенный, это инженерный уклад. Если вы откроете двери, почти не глядя, любого гаража-ракушки, то увидите, что там не просто стоит автомобиль, а там еще куча каких-то станков, инструментов, и люди там что-то делают. Это проявление латентного инженерного уклада, когда люди после работы собираются в этих гаражах. Особенно это распространено в малых городах. Это не только мужской клуб для пива. Но на самом деле это еще и клуб, в котором люди что-то создают совершенно незачем, какие-то детали, инструменты, а просто это такая потребность у этих людей экспериментировать с материальной средой, создавать что-то полезное. Это самые яркие уклады. Их 18 групп.
Фото: landscapereview.ru
Читайте также:
На 100+ Forum Russia обсудят идеи зеленого охлаждения планеты
- Покупка квартиры на вторичном рынке: брать с ремонтом или без
- История российской дачи
- В доме в центре Петербурга найден снаряд времен Второй мировой войны
- Шесть советов о том, как сделать ванную комнату уютной
- Дизайн узкой спальни: как использовать пространство с умом
- "Умные дома": прогноз экспертов о быте будущего
- Простой способ сделать маленькую ванну просторной
- Интерьерный минимум