Генпрокурор России отчитался в Госдуме о мусорной реформе. В ходе выступления в Госдуме в рамках Правительственного часа он заявил о том, что на сегодняшний день в процессе реализации мусорной реформы в РФ наказано за нарушения 36 тысяч чиновников и должностных лиц. Он также подчеркнул, что за три года не во всех регионах смогли перейти на новые схемы работы с мусором. И за этот период не было создано необходимое количество мусоросортировочных комплексов, полигонов, мусоросжигательных заводов, и якобы на окружающую среду хуже всего влияют отходы 1 и 2 классов опасности.
Интернет-журнал "Repairshome" обратился к доктору технических наук, члену сообщества экспертов России по рациональному природопользованию Шубову Лазарю Яковлевичу с просьбой рассказать, в чем именно заключается суть нововведений.
- В чем заключаются новые схемы работы с мусором и что послужило толчком для ее проведения?
- Вы сюда почему-то привнесли 1 и 2 класс опасности — это не ТБО. Мы говорим про ТБО, тогда 1 и 2 класс опасности здесь ни при чем.
- Вы не переживайте, что вы не очень понимаете, потому что все, кто отчитывался, и все, кто слушал, просто ничего не понимают в этом.
- Никакой новой схемы нет. Это демагогия. Никакой мусорной реформы нет. Мусорная реформа в конечном виде — это количество отходов, вывозимых на захоронение, в процентах от общего количества образующихся отходов. Чем численное значение этого критерия меньше, тем лучше идет реформа и т. д. У нас вывозят на свалку, как вывозили 97-98 процентов, так и продолжают вывозить. У нас ничего не изменилось.
- У нас нет никакой реформы. И она не может идти, если нет специалистов. Согласитесь с этим. Я вас последовательно сейчас буду подводить к тому, что это отмывание денег. Я открытым текстом могу сказать об этом, потому что я патриот своей страны и не преследую никаких корыстных целей.
- Прежде всего нужны специалисты, а их нет. Ни один вуз не готовит специалистов-технологов этого профиля. А если нет специалистов, то происходит то, что происходит. Все нормально. Также нет политической воли решать проблему цивилизованно, только с позиций конъюнктурных интересов. Ну, вот возьмите строительство четырех мусоросжигательных заводов в Московской области и одного завода в Казани. Это конъюнктура, это противоречащее федеральному закону "Об отходах производства и потребления", где шесть пунктов приоритетных действий и на самом последнем это вот сжигание будет, а они с него начинают. Это противоречие закону. На это уже можно внимания не обращать, потому что ничего меняться не будет.
- Что касается сжигания. Есть определенное место сжигания отходов в общей схеме комплексной их переработки, но ни в коем случае не это единственная технология, которая применяется для всей массы образующихся твердых бытовых отходов.
- Путин что-то хочет сделать, но у него нет команды в этом вопросе, у него нет помощников, у него нет специалистов. Вот только и всего.
-Я вам два пункта назвал: нет специалистов, нет желания работать с позиций государственных интересов. И последнее, нет научно обоснованного плана действий. Вот ставят контейнеры: сюда бумагу, сюда пластмассу и т. д. Это что, решение вопроса? Нет. Научно обоснованный план действий — вот это многозвенная система. И первое, с чего нужно начать — это целенаправленная непрерывная работа с населением. Этого нет.
-С населением нужно работать, объяснять, для чего, что, зачем, почему, без этого нельзя, нужно чтобы все понимали. Объяснять нужно, как собирать. Чиновники этого сами не понимают. Они идут по пути европейской технологии — это покомпонентный сбор, то есть на кухне нужно, получается, иметь 6-8 емкостей для раздельного складирования разных отходов. Скажите мне, на наших кухнях можно иметь 6-8 емкостей? Нет. Это утопия.
- А что же делать?
- Поэтому собирать нужно все по-другому — пофракционно. А пофракционно — это все вторичное сырье, чистое, собирается в одну емкость и выносится в соответствующий контейнер, который он должен был для этого сделать. Ни в коем случае не сетка такая, куда выбрасывают вторсырье, потому что, когда вы бумагу будете туда бросать, она тут же потеряет коммерческую ценность и это уже будет не вторсырье. Здесь очень много действий и все.
- Но у нас считается, что идет реформа, которой на самом деле нет. Потому что показатель только один, насколько мы уменьшим количество захораниваемых отходов в процентах от общего количества образующихся.
- Если в ведущих европейских странах захоранивают, скажем, 5-10 процентов, то у нас 97-98. Вот вся разница. Пройдет 60 лет, будет то же самое, ничего не изменится. И здесь три главные причины: нет специалистов, нет политической воли решать проблему цивилизованной и нет научно обоснованного плана действий.
- Это все собирается вторсырье, а кто, сортировочные комплексы синхронно нужно строить. Их нужно строить, тоже понимать, как их делать. А у нас их делают для того, чтобы сортировать грязный мусор, не вторсырье, который собирают пофракционно, про который я говорил, оно должно идти на сортировку. А у нас строят сортировочный комплекс, туда направляют им не вторсырье, а грязный мусор, всю массу образует. И из него что-то пытаются извлечь. Но это абсолютно неправильно.
Фото: inhimkicity.ru
Читайте также:
В 2019 году в восьми регионах РФ рекультивируют более...
"Мусорная" реформа в Краснодарском крае: перенимаем...