Советы по дому. Лайфхаки

Китайский метод быстрого строительства метро - комментарий эксперта

Марат Хуснуллин сообщил, что московский стройкомплекс изучает китайские методики строительства станций метрополитена. Он рассказал о методике, которую сегодня используют московские строители в работе.

Юрий Евгеньевич Мельников, экс-замначальника Главгосэкспертизы России и начальник комплекса тоннельных работ Московского метрополитена в интервью интернет-журналу "Repairshome" рассказал о данном нововведении.

- Могу сказать только одно, когда еще последние годы перед пенсией работал в метрополитене, то в основном там работали таджики, киргизы и прочие-. То есть это тоже были люди не особенно подготовленные. Они работали на очень квалифицированных работах. Поэтому если китайцы будут работать на таких чисто земляных работах, то я не вижу никаких препятствий в этом.

- Самое главное, чтобы проекты были толковые. Я уже, к сожалению, не работаю в экспертизе, до этого 20 лет работал. К сожалению, у нас слишком много сейчас затеяли. Господин Собянин захотел всю Москву посадить на метрополитен. Может быть, это и хорошее решение. Но в таких темпах без достаточной проработки данных вопросов, а, самое главное, это предварительные изыскания геологии, чтобы не было прорывов, чтобы не было подтоплений и т.д. К сожалению, мы этому уделяем очень мало внимания и начинаем рыть, а потом начинаем выдумывать, как избавится от этих неприятностей. Если китайцы будут делать все подряд, то, конечно, элемент какого-то вопроса остается, потому что вся энергетика, за счет которой ходит метро, неизвестно, насколько им знакома, Бог его знает, у меня нет никаких данных о том, как китайцы строят. Вообще это люди дотошные. Я думаю, что они вполне справятся. Если будут хорошие проектные решения, то выполнить их китайцы, конечно, смогут. В принципе, Бог его знает, что они еще привнесут нового. Мне не приходилось никогда сталкиваться с их работой в этом плане.

- Насколько надежны китайские технологии?

- Во-первых, это касается только станций. Станция — это тот же самый любой дом общественного назначения, только зарытый в землю. Да, на самом деле мы отрывали котлован. Я за 5 лет работы в метрополитене построил 3 станции. Как раз я живу на "Юго-Западной". От "Юго-Западной" до "Саларьево". И все станции таким образом и строились. Отрывается котлован и в котловане открытым способом заливаются ограждающие стены, а потом уже вся остальная внутрянка делается.

- Но в метро самое сложное — это, во-первых, проходка туннелей, во-вторых, это оснащение электротяговыми делами и подстанциями, разводка и своевременная установка всех разрезов, поворотов и прочего-прочего. Насколько китайцы в этом соображают? Надеюсь, что соображают. Вроде они уже приступили к строительству наземных железных дорог. Значит, то, что прокладки рельсов и всего прочего, это очень похоже. Поэтому тут я не вижу особых изменений. Если речь идет только о том, что они будут строить станции, ну и что, ну и пусть строят.

- Наши дома строят из кирпича, из отдельных блоков и стеновых конструкций, которые сразу решают очень многое. И фасадные панели, и несущие панели. Все зависит от качества проработки этих материалов. На заводах, наверное, будут работать наши домостроительные комбинаты, а китайцы будут только собирать. Я не думаю, что китайцы образуют здесь свои заводы, и сами будут отливать эти стены. А то, что монолит или сборная, страшного ничего нет, в принципе. Все зависит от качества, от проектных решений, насколько хорошо все сармировано, насколько все продумано и так далее. Я в этом плане не вижу каких-то сложностей. Так что использование чисто китайских рабочих руки при хорошем проекте никак не скажется на качестве. А китайцы довольно дотошные люди, они будут выполнять все, что будет заложено в проект. Будут ли они сами проектировать, я не думаю, потому что метро все-таки секретное производство.

- Поэтому вряд ли их пустить на проходческие работы для туннелей. Туннели, наверное, будем делать мы с проходческими комплексами. Туннели роются не вручную. Это когда-то там в сталинские годы туннели рыли вручную. А теперь есть проходческие комплексы. Там работают всего два человека: машинист и помощник. Все зависит оттого, насколько правильно проложена трасса, насколько проведены геологические изыскания, чтобы потом не было подтоплений и так далее. Это все, наверное, будут делать наши специалисты. А то, что будет просто их рабочие руки, я не вижу в этом ничего страшного.

Фото: bestlj.ru

Читайте также:

Москва изучает китайский метод быстрого строительства метро