В СМИ все чаще стали появляться сообщения о найденных в квартирах детях-маугли, которые проживали в антисанитарных условиях. Как правило, таких детей изымают из семей, а родителей лишают родительских прав.
Интернет-журнал "Repairshome" обратился к председателю Центрального совета Национального родительского комитета Ирине Владимировне Волынец с просьбой прокомментировать данную проблему.
- Это комплексная проблема, связанная с тем, что у нас в России до сих пор нет института подготовки. Я имею в виду как социального института, а не как учебного. Также отсутствует системная подготовка сотрудников органов опеки. Многие из них работают просто по наитию.
Есть огромное количество жалоб, обращений, в том числе и в нашу организацию, когда они оказывают повышенное внимание семьям, например, малообеспеченным. И там, где нужно оказать какую-то гуманитарную, социальную помощь, начинают угрожать родителям изъятием детей, особенно если, допустим, за задолженность отключены какие-то коммунальные услуги, то семья оказывается под прямым прицелом сотрудников органов опеки, которые уже неоднократно этих детей отбирали из семьи, помещали их либо в приют, либо в приемные семьи.
И очень многие семьи ломаются именно на этом этапе, когда семья оказывается за чертой бедности. И в этом случае опека вместо реальной поддержки и помощи добивает эту семью, которая оказалась в сложном жизненном положении.
-Мы сейчас не говорим об асоциальных семьях, где родители являются пьющими, либо наркоманами, мы говорим о сложных ситуациях, когда, например, кто-то оказался болен, без работы. У нас в России зафиксировано такое социальное явление как бедность работающего населения. Это официальные данные. О них заявила Голодец. И что с этим делать непонятно.
-Когда работающие родители, которые работают на полной занятости, не в состоянии поддерживать на нормальном уровне уровень жизни своей семьи, своих детей. Если в семье есть хотя бы один иждивенец, то семья как раз и оказывается сейчас за чертой бедности и процент таких семей в России сегодня растет.
-Что же касается усовершенствования работы именно системы опеки, то здесь, во-первых, необходима комплексная подготовка, разработка целой системы по подготовке специалистов, которые знают, как себя вести в разных ситуациях не только по регламенту, но и которые бы глубоко понимали всю проблематику устройства семьи и все остальные моменты, которые с этим связаны.
-Далее наша организация уже выступила с инициативой о необходимости введения уголовной ответственности сотрудников органов опеки в случае необоснованного отобрания (на этом правовом языке называется отобрание) детей. Потому что бывают случаи, когда вместо того, чтобы оказать семье поддержку, отбирают детей. К нам обращаются эти родители. Очень часто это родители многодетных семей.
-Причем эти ситуации повторяются периодически в разных регионах России. Что же касается детей-Маугли, пожалуйста, это результат перекоса, когда в поле зрения попадает какая-то семья, они набрасываются на нее. Иногда вместо помощи ее просто разрушают. А вот как раз те семьи, которые нуждаются во внимание и в опеке, оказываются без этого внимания.
-Также у нас не хватает сотрудников органов опеки, потому что по данным на каждого сотрудника приходится по несколько тысяч семей. Это тоже достаточно большая нагрузка. И здесь человек не в состоянии следить за всеми. Нет такого комплексного подхода к семьям, потому что если семья не оказалась в зоне внимания сотрудника, в принципе, никто не знает, как живет эта семья и что происходит с детьми. Если никто не заявил, что есть какие-то проблемы.
-Допустим, часто в школе учителя заявляют, что семья проблемная, ребенок приходит в школу, например, с синяками, приходит неопрятный, либо есть какие-то подозрения. Если никто на ребенка не жалуется, то он оказывается в этой слепой зоне, как, например, дети-Маугли, которые не посещают детский сад, не посещают школу, некому за них вступиться, соседи равнодушные, либо они тоже не знают, что проходит за закрытыми дверями. И мы видим такие ситуации, когда дети годами не выходят из дома, когда они абсолютно не социализированы, голодают. Есть же более печальные случаи, чем вот этот известный с девочкой-Маугли, когда дети просто погибают от голода брошенные, запертые в своих квартирах. Недавно снимали программу про Пермский край. Там мама, скорее всего, психически нездоровая, заморила ее голодом. Девочка, которая уже достаточно взрослая, которой 12 лет, умерла от голода. Представляете?
-Да, я читала это. Она вроде бы гимнастикой занималась, да? Это про нее?
-Да. И здесь вопрос: где были взрослые? Хотя она в школе, например, не ела, не давала деньги на питание, отказывалась от угощения, когда другие дети пытались ее угостить. Дети же угощают друг другими какими-то сладостями, бутербродами. Она отказывалась, потому что ей нечего было дать взамен.
-Мама не работала. Дома было шаром покати. Вот такая ситуация произошла. Волосы дыбом на голове от того, что это происходит в наше время на наших глазах. Где были учителя? Где была опека? Это вопросы отнюдь не риторические.
-До тех пор, пока мы системно не будем заниматься этой сферой, мы не сможем говорить о том, что Россия действительно является социальным государством, ориентированным на развитие и сохранение человеческого капитала. Если мы мотивируем наших мам рожать, говорим им о том, что Россия нуждается в наших детях, то, наверное, мы должны еще не только на словах, но и на деле доказать, что мы готовы заботиться.
-Кстати, сегодня Ольга Васильева, министр просвещения, выступила с инициативой о введении горячих школьных обедов на всей территории страны, наконец-то. Потому что у нас огромное количество регионов и школ, где дети получают только завтрак, но без горячего питания. Наша организация выступила с официальной инициативой, направили ей письмо и в Минтруда о необходимости введения единого федерального стандарта о предоставлении бесплатного питания для всех школьников независимо от социального положения семьи за счет федерального бюджета. Потому что региональные бюджеты не тянут даже льготные категории детей. Где-то в каких-то регионах кормят всех детей из многодетных семей, в каких-то регионах этого недостаточно, необходимо еще предоставить справки о том, что семья является малоимущей. А эти справки хотят сдавать не все, потому что боятся повышенного внимания со стороны органов опеки, также боятся, что над детьми будут издеваться одноклассники. Более того, в Волгоградской области дети из социальных категорий, из льготных питаются, например, без белка. Им дают только кашу. А остальных детей кормят за соседним столом в той же столовой и дают им кашу и котлету. Это вообще самый настоящий социальный фашизм по отношению к нашим детям. Это недопустимо. Это вообще комплексная проблема. До тех пор, пока мы будем экономить на детях, мы будем вымирать и вообще тогда давайте не говорить, что Россия - социальное государство. Исправим этот пункт в Конституции, чтобы ни у кого не возникло заблуждения. Если же этот пункт остается, давайте соответствовать этому критерию.
Фото: twitter.com
Читайте также: