Дверь, задерживающая взломщика на 10 минут, считается достаточно надежной для квартиры, где не хранится значительных ценностей.
Дверь, способная выдержать полчаса – абсолютно надежна.
Схема систем безопасности двери показана на рисунке.
Для дверей обычного назначения степени защиты предусматриваются следующие:
• Способ крепления к стене.
• Конструкция и расположение петель.
• Притвор.
• Противосъемные узлы.
• Конструкция дверного полотна.
• Антивандальное покрытие.
Итого имеем 6 степеней защиты. Конверты, особенно внутренний, могут быть использованы для создания дополнительной степени. Вообще-то конверты предназначены для монтажа декоративной обшивки, заменяя стартовый и финишный профили, но, если во внутреннем конверте помещен прочный вязкий материал, возможна психологическая защита по фактору неожиданности. Наткнувшись на неожиданное препятствие, когда работа вроде бы уже сделана, он, раздосадовавшись, может плюнуть на все и уйти.
6-7 степеней защиты по современным требованиям считаются достаточными для жилища. Если взломщику не известно точно, что в квартире есть более чем на $10 000 компактного легко ликвидного имущества или наличных денег, он откажется от «дела по этой хате»: профессиональные взломщики прекрасно умеют рассчитывать степень риска по работе, а в тюрьму им хочется не более всех прочих.
Конструкция крепления дверной рамы к стене предусматривает как установку анкерных штырей сквозь раму (анкеры устойчивости), так и сквозь накладные пластины (анкеры безопасности). При креплении только анкерами устойчивости крепление выходит не стойким к взлому, если сделать рез болгаркой, как показано на рисунке красной стрелкой. При креплении только анкерами безопасности тяжелая дверь в пене ляжет на клинья и со временем перекосится. Добросовестные дверных дел мастера используют оба способа, а халтурщики ради скорости обработки клиентов обходятся каким-то одним. Поэтому при покупке двери нужно оговорить комбинированный способ установки, и проследить, чтобы так и было сделано.
Чаще всего используются самые дешевые карточные петли. Они бывают разборными и нет, самозакрывающимися подпружиненными и со скошенным сопряжением. Наиболее надежны неразборные внутренние петли, но тогда и дверь может открываться только вовнутрь, отнимая от прихожей жизненное пространство. Для двери с наружными карточными петлями необходим противосъем. Максимальный угол открывания двери должен составлять 90 градусов.
- Карточные петли из более чем 2 звеньев называют рояльными. Надежности двери они не увеличивают: взломщики не отпиливают крыло петли, а перепиливают штырь, поджав дверь снизу вверх фомкой, чтобы пилка не застревала.
- Шарнирно-рычажные петли относятся к потайным, они невидимы ни с какой стороны двери. Дороже карточных вследствие сложности конструкции. Для размещения рычажной системы в торце створки двери и стойке косяка необходимы ниши. При покупке таких для самодельной двери нужно поинтересоваться и на месте проверить, правые это петли или левые: хотя рычажные петли и не видны, открывание двери возможно только в одну сторону. Вполне надежны только в комплекте с противосъемом. Угол открывания двери – 180 градусов, что позволяет полностью освободить проход.
- Петли-бабочки подороже карточных, но не требуют врезки. Регулировка их легко осуществима неопытным человеком при створке на весу, поэтому наиболее подходят для дверей самодельных. По надежности аналогичны карточным, но могут быть только внутренними.
- Ввёртные петли. Легко и в широких пределах регулируются, но абсолютно ненадежны: у наружных ввёртный штырь легко перепиливается, а внутренние не выдерживают удара по двери корпусом человека с разбегу. Поэтому используются лишь для межкомнатных дверей и в мебели.
- Петли-метро: сдвоенные рояльные с промежуточным крылом. Позволяют открывать дверь в любую сторону, но совершенно ненадежны. Используются для двухстворчатых дверей в общественных зданиях.
Притвор – открылок створки открывающейся наружу двери, налегающий на наличник. Затрудняет доступ при взломе к противосъему и ригелю замка. Если дверь открывается вовнутрь, роль притвора играет выступ рамы по периметру.
Притвор может быть простым, просто прикрывающим щель между створкой и косяком, и усиленным, входящим в выемку косяка. Смысл именно в этом, а не в толщине притвора: усиленный притвор не позволяет поддеть створку взломным инструментом. Толщина обычного притвора – 2 мм, и это до некоторой степени работает на безопасность: при дилетантском взломе притвор корежится, но ригель со штырями противосъема держатся. Усиленный притвор делают толщиной 4-12 мм; в самых дорогих и надежных дверях – пустотелым с твердосплавной вставкой, чтобы исключить возможность взлома прямым резом.
Конструкции противосъемных устройств показаны на рисунке: слева – штыревой; справа – сплошной, или противосъемный лабиринт. Принцип действия одинаков: при перепиленных петлях противосъем не выпускает дверь, пока цел и выдвинут ригель замка.
Противосъемный лабиринт выполняется заодно с дверью при ее изготовлении и вполне надежен. Штыревой может быть установлен на уже навешенную дверь; штыри по отдельности есть в продаже. Однако если дверь с простым притвором, штыревой противосъем спасает лишь от дилетантского вандального взлома. Взломщик-профи, наткнувшись на штырь, действует так: подсовывает под притвор титановую фомку особой конфигурации, затем сильно и резко нажимает. Штырь либо сам выворачивается, либо рвет свое отверстие, либо и то, и другое.
Устанавливать более 3-4 штырей на вертикальную стойку двери нет смысла: из-за отверстий стойка ослабевает, что облегчает взлом. До некоторой степени повысить надежность штыревого противосъема можно за счет отверстий. Их сверлят примерно на 7/8 диаметра штыря, а затем молотком и широким кернером отгибают внутрь края, это усиливает кромку отверстия и демпфирует рывок фомки. Однако с дешевыми дверьми можно потерпеть фиаско: прочность их деталей достигается сильным науглероживанием обычной конструкционной стали, и такой металл не пластичен; кромки отверстий крошатся при вытягивании.
Пустотелая створка стальной двери может представлять собой довольно сложную пространственную конструкцию, но общий принцип устройства один и тот же. Во-первых, потоки тепла по поперечным металлосвязям должны отражаться обратно и/или компенсировать друг друга, чтобы не возникало мостиков холода. Во-вторых, в сочетании с вязким волокнистым наполнителем ячеек сотовая створка отлично сопротивляется резу: наполнитель наматывается на рабочий орган инструмента, затрудняя и затягивая работу настолько, что взлом путем взрезания полотна двери теряет смысл. Заполняют сотовые двери обычно минватой. В замкнутом герметичном пространстве ее недостатки не проявляются, а при попытке дилетантского взлома злодей еще и оказывается окутан облаком раздражающих органы дыхания, зрения и кожу частиц, спастись от которых можно разве что в космическом скафандре.
Примерно у 97% предлагаемых на продажу дверей антивандальные покрытия выполняются на основе органических полимерных пленок. Чаще всего это различные модификации того самого меламина, которым покрывают ламинат. Такие покрытия хорошо выдерживают большинство вандальных воздействий, но сталью и чем-то потверже все-таки царапаются, а если прижечь как следует зажигалкой, то остается не сводимое пятно.
Сейчас в продаже все чаще появляются двери в покрытиями такими же, как у быстрорежущего металлобрабатывающего инструмента. Большая заслуга в их внедрении принадлежит китайским инженерам, технологам и производителям. Похоже, до них никому и в голову не приходило, что износостойкое покрытие резцов и фрез можно наносить и на металлические двери.
Обозначения неорганических антивандальных покрытий и их свойства таковы:
- CVD (Сhemical Vapor Deposition); химическое осаждение из парогазовой среды. Основа – соединения титана. Выдерживают все, кроме алмаза, плазменной резки и взрывчатки, но дороги вследствие сложности технологии.
- PVD (Physical Vapor Deposition);
- МТ-PVD;
- КИБ (конденсация ионной бомбардировкой). Покрытия PVD/КИБ менее термостойки, чем CVD; автогеном режутся уже без особых затруднений, но намного дешевле CVD.
- DLC (Diamond Like Coatings); покрытие как алмаз – структурированные нанопленки их чистого углерода, действительно обладающие свойствами алмаза. Весьма дороги, на рынке появились только в 2005 г, но двери DLC уже заслужили у взломщиков и вандалов почетные звания «дверей-дьяволов», «дверей-сволочей» и «дверей-ублюдков».
Взломать или испортить дверь DLC возможно лишь взрывом, алмазом (который при этом сам выкрошится) или промышленным инфракрасным лазером. Автоген DLC почти не берет – углеродная нанопленка имеет теплопроводность алмаза (очень высокую), и тепло горелки расходится зря. Краска с дверей DLC либо сразу стекает, либо при высыхании ретикулируется и сама опадает.
Замок с тройным ригелем на взлом требует вдвое больше времени, чем с одинарным такой же степени сложности. Пятизубый рядный ригель увеличивает время взлома еще на 20%. Если дополнительные ригели выведены на тягах на верх и низ двери (замок-паук), есть противосъем и усиленный притвор, такая дверь у медвежатников считается невзламываемой: «взять хату» через нее не стоит трудов и риска.